Что такое NFT и при чем здесь искусство?
Мир постепенно сходит с ума по блокчейнам и NFT. Команда Monkey Music подхватила волну и готова в деталях рассказать вам о концепте невзаимозаменяемых токенов, который стал прорывом в развитии крипто-искусства.

Блокчейн компания Injective Protocol выкупила у галереи Нью-Йорка одно из произведений искусства известного британского художника граффити Бэнкси и публично сожгла его во время прямой трансляции на Twitter-аккаунте Burnt Banksy. Зачем? Чтобы превратить работу в цифровой актив — нашумевший невзаимозаменяемый токен. Разбираемся, что это такое NFT и почему все только о нем и говорят.
NFT — это…
Чтобы понять, что собой представляют невзаимозаменяемые токены, сначала обратимся к понятию блокчейна. Блокчейн (англ. blockchain — цепь из блоков) — технология, на которой основывается работа криптовалют. Существует база данных, состоящая из блоков, каждый из которых наполнен определенной информацией. У блокчейнов есть классная характерная черта — записи никаким образом нельзя изменить. Для мира искусства это очень важно, причем в обе стороны — как для автора, так и для покупателя. Приобретая цифровую работу, деятель искусства закрепляет её уникальность невозможностью внести изменения, а владелец может быть уверен, что покупку никаким образом не видоизменят — она сохранит свою аутентичность. Почитать подробнее конкретно о блокчейнах можно тут.
Что же такое NFT? Токен — это та самая запись в блоке. А невзаимозаменяемый токен (англ. non-fungible token, NFT) — уникальная запись, которую нельзя ничем заменить, обменять, передать и т.д. К примеру, биткоины — электронная валюта — можно менять между собой и от этого ничего не изменится. С NFT так не работает. Представьте, что вы работу Бэнкси обменяли на культовую баскетбольную карточку. Оба токена классные, но их нельзя заменить друг другом — в этом вся фишка.
Невзаимозаменяемый токен — по сути, подтверждение уникальности покупаемой работы. Он может быть привязан к цифровым фото, видео, картам из видео-игр или, как мы уже поняли, даже к произведениям искусства. Уникальная криптографическая подпись каждого токена, смарт-контракты и верификация записи в блокчейнах гарантируют подлинность NFT и невозможность его копии или разделения на более мелкие части.
Стоит отметить, что работы, которые выставляются на продажу, чаще всего находятся в свободном доступе. Те же картины, песни или видеоролики — вы можете увидеть их абсолютно бесплатно, элементарно погуглив. Однако владение уникальным токеном — это уже совсем другой уровень!
Механика работы NFT

Для того, чтобы произведение искусства попало в блокчейн, его нужно “токенизировать”. Сделать это можно на одном из крипто маркетплейсов: OpenSea, NiftyGateway, Sorare, SuperRare, Mintbase считаются самыми популярными. OpenSea даже называют eBay, а по-нашему — rozetka.ua для NFT искусства. На таких платформах автор самостоятельно выставляет свою работу, оценивает её стоимость и ожидает покупателя. При этом, есть два варианта процесса токенизации: за одним произведением можно закрепить или лишь один токен, или сразу несколько. Если в первом случае покупатель станет единственным владельцем, то втором уникальная работа передается во владение уже нескольким людям.
Система прозрачная и простая — информация о покупке доступна для всех участников блокчейна. К тому же, покупатель получает специальный сертификат, который хранится в электронном кошельке и подтверждает владение объектом.
NFT и артисты — в чем смысл хайпа?
В последнее время о невзаимозаменяемых токенах говорят все больше и больше. И хотя пока что не совсем понятно, как будет складываться их дальнейшая судьба, ясно одно — на NFT возлагают большие надежды деятели самых разных сфер искусства — от живописи и до музыки. Мирза Уддин, исполнительная директорка компании Injective Protocol, той самой, которая сожгла работу Бэнкси, разделяет именно такое мнение:
“Мы видим большие перспективы в NFT, а блокчейн технология может помочь разнообразить самовыражение в искусстве, что и доказало сожжение работы Бэнкси.” — говорит Уддин.
Интерес к токенам значительно подогревают знаменитости, которые все чаще переносят свои работы в блокчейн. К примеру, американская певица Grimes недавно выставила на продажу целую цифровую коллекцию невзаимозаменяемых токенов, за 20 минут заработав более 5 миллионов долларов. NFT были привязаны к четырем рисункам, по 100 копий каждого — все 400 лотов были проданы в среднем за 100 тысяч. Граймс и о музыке не забыла — к одному из рисунков была добавлена демо версия нового трека певицы. Этот токен стал самым дорогостоящим — за него отдали 389 тысяч. Нет, эти работы (ну, кроме демо-трека) не являются уникальными. Да, они есть в свободном доступе, и нам совсем не нужно быть миллионерами, чтобы их увидеть. В чем тогда смысл NFT и хайпа?

Многие люди считают, что владение невзаимозаменяемыми токенами — еще одна причина для показухи в мире, где все хвастаются всем. В каком-то смысле они, возможно, и правы. Если же речь идет о цифровом искусстве, то покупка NFT — это еще и крутая возможность поддержать любимого художника, музыканта и т.д. И это именно то, что может и правда изменить искусство с приходом в него токенов.
Канадский рэпер и продюсер Vandal — ярый поклонник NFT. Для него это не способ присоединиться к волне хайпа, а настоящая революция в музыке.
“Современная модель музыкальной индустрии сломана. Появились Apple и решили, что MP3 стоит 99 центов. Кто дал им право решать, сколько стоит музыка? Spotify или YouTube не далеко ушли, они так мало платят артистам, но так много у них берут. Нет никакого обмена, никакого общения с фанатами” — говорит музыкант.

По словам Vandal, невзаимозаменяемые токены решают все эти проблемы. Артисты могут самостоятельно выставлять цену своему продукту. “NFT — прямая связь с поклонниками. Ты можешь дать им все, что хочешь”. С помощью токенов деятели искусства оказываются у руля и берут все в свои руки. Более того, система блокчейнов и смарт-контракты могут сделать многострадальные роялти автоматическими. От каждой продажи работы, автору будет начисляться процент, а благодаря контракту, процесс будет автоматизирован — деньги идут сразу на электронный кошелек. Этим можно объяснить возрастающую популярность NFT среди современных артистов.
Американская рок-группа Kings of Leon вообще сделала ход конем и анонсировала выпуск целого NFT-альбома. Более того, наиболее эксклюзивные токены будут не простые, а золотые. Без шуток. В подарок к такому токену владелец получит “золотой билет” — 4 места в первом ряду на любом концерте Kings of Leon на каждом туре группы в течение всей жизни. Вау!

NFT находятся на гребне волны, но говорить о том, что блокчейны и токенизация в скором времени подорвут рынок искусства еще слишком рано. Миша Либман, сооснователь известной нью-йоркской компании Snark.art, говорит, что рынок сам по себе — это около 60 миллиардов долларов продаж в год, а цифровое искусство занимает меньше 1%. “Его практически не существует на традиционном рынке.” — комментирует Либман.
Почему NFT популярны?
В токенизации и правда есть немало плюсов для авторов, желающих выйти на новый уровень. А как насчет покупателей? Зачем люди тратят тысячи долларов на то, что зачастую можно найти в свободном доступе? На самом деле, причин есть несколько: кому-то нравится сам концепт цифрового искусства, а кому-то хочется поддержать любимого артиста. Есть еще один не менее важный аспект: покупатели NFT — это целое комьюнити. И многим людям очень хочется быть его частью.
Джейми Берк, СЕО Outlier Ventures, компании блокчейн-инвестиций, — заядлый коллекционер невзаимозаменяемых токенов. Он утверждает, что в NFT для покупателя не так важен контент, как сам факт владения каким-либо уникальным объектом. “К примеру, наличие CryptoPunk (один из первых невзаимозаменяемых токенов — прим. ред.) в коллекции — это показатель того, что ты знал об NFT раньше чем все остальные, до того, как это стало мейнстримом” — говорит Берк. Важен статус, причастие к клубу людей, которые владеют уникальными цифровыми объектами. По мнению Джейми, это и есть двигателем популярности NFT — дело здесь не в деньгах, а в чем-то более устойчивом и долго текущем. Эмоциональная составляющая покупки и владения токеном играет большую роль.

Нужно понимать, что Берк в блокчейнах — рыба в воде, а вот традиционные коллекционеры не всегда понимают причину такой популярности и придерживаются более консервативных взглядов. Цифровую картину не повесишь на стену, а раз так, то купил ли ты ее в принципе? Да и многие современные артисты не спешат переносить свои работы в блокчейн и относятся к нему скептически. Хайп вокруг NFT начался с поколения Z, и именно на такую аудиторию и рассчитан продукт. Но это и не удивительно — ранние поколения вряд ли купят GIF-изображение с котиком за 580 тысяч долларов. Или с лягушонком. Современная молодежь следует за эмоциями — именно эмоциональной ценностью и обладает NFT, помимо всего другого. Вы, по сути, покупаете чувство уникальности и особенности.
И что дальше?
Невзаимозаменяемые токены уже начали менять сферы искусства и, в каком-то смысле, подминать их под себя. Как всегда, мнения разделились: для одних NFT — это новый уровень и толчок к переходу от материального искусства к цифровому, а для других — очередная порция бреда от современного общества. Как бы там ни было, судить о роли NFT или делать прогнозы на будущее еще рано — нужно подождать, пока стихнет хайп, и мы увидим реальную ценность невзаимозаменяемых токенов. Или её отсутствие. Возможно, токены окажутся просто мыльным пузырем, который скоро лопнет, и через год о нем мало кто вспомнит.
Но на данный момент феномен NFT потихоньку охватывает заголовки мировых СМИ и даже пролазит в отечественные. Токены разлетаются как горячие пирожки по сумасшедшим ценам: 11 марта 2021 года аукционный дом Christieʼs сообщил о продаже NFT-работы художника Майка Винкельманна, более известного как Beeple, «Everydays: The First 5000 Days», за 69,3 миллиона долларов — это абсолютный рекорд в мире невзаимозаменяемых токенов.

Несмотря на неоднозначное будущее, сейчас точно можно сказать одно: общество постоянно меняется, а за ним меняется искусство и отношение к нему — внезапная популярность NFT отличный тому пример.