Охрана, отмена: что такое cancel culture и как она влияет на искусство
Практически каждую неделю в мире кого-то “отменяют”, и мы задаемся вопросом “за что?”. Команда Monkey Music решила разобраться с тем, что такое cancel culture, как она работает и работает ли вообще.

Канцелинг (англ. cancel culture или канцелинг) — это форма публичного шейминга человека или группы людей за совершение неприемлемых обществом поступков. При этом, нет единой категорий действий, которые попадают под понятие культуры отмены — это может быть как обвинения в сексуальном насилии, так и некорректно сказанная фраза в интервью. Один за одним “отменяются” известные актеры, кинорежиссеры, музыканты, продюсеры и многие другие люди, чья жизнь находится в свете софитов.
Наблюдая за канцелингом и беспрерывным хейтом, которые окутали заголовки крупнейших СМИ, невольно задаешься вопросом: а правильно ли “отменять” артиста из-за событий, происходящих в его личной жизни? И нужна ли вообще культура отмены? Разберемся во всем по порядку.
С чего все началось?
Изначально культура отмены должна была стать инструментом социальной справедливости, с помощью которого знаменитости привлекались бы к ответственности за совершение недопустимых поступков. В идеальном мире канцелинг провел бы грань между дозволенным и недозволенным, не ориентируясь на популярность, деньги и громкие имена. Но мы живем в реальном мире, поэтому, не так сталося, як гадалося, и канцелинг очень быстро превратился из благородного намерения в расправу без суда и следствия. А все так хорошо начиналось!
История канцелинга уходит далеко в прошлое, но первая волна, облетевшая весь мир, пришлась на 2017 год, когда благодаря социальному движению #MeToo одна за другой начали всплывать истории сексуального харассмента в киноиндустрии. Тогда такие имена, как Харви Вайнштейн и Кевин Спейси постоянно были на слуху, а разочарованные фанаты бомбили Twitter (именно из этой социальной сети изначально и пошла культура отмены).

Дальше ситуация только ухудшалась — “отменили” Вуди Аллена, Джоан Роулинг и известную блогерку Дженну Марблс. Понятное дело, всех по разным причинам. Аллена обвинили в, опять же, сексуальном насилии, Роулинг — в трансфобии, а Марблс — в расизме. И это только малая часть.
Киноиндустрия сильно пострадала из-за культуры отмены, которая распространялась со скоростью звука. Имена ранее всеми любимых актеров стали ассоциироваться со скандалами, которым, казалось, конца-края не было. Такой мощный всплеск хейта не мог обойти не менее важную сферу искусства — музыкальную индустрию. Но что-то пошло не так.
Разница канцелинга в музыке и в кино
За последние года музыкальный мир и правда довольно близко познакомился с канцелингом. Только он там не прижился. Посмотреть хотя бы на одного Канье Уэста — рэпера, который за свою карьеру наломал немало дров — он скандалил с Тэйлор Свифт, называл рабство выбором и открыто поддерживал Дональда Трампа. В индустрии Канье считается чуть ли не рекордсменом по количеству “отмен”. Сам артист даже утверждал, что “его “отменили” еще до того, как появилось понятие канцелинга”. “Отмена” Канье была многообещающей, но оказалась безрезультатной: его музыка все также популярна, альбомы покупаются, а синглы моментально становятся хитами. Совсем не так с уже упомянутым Вайнштейном или Алленом. Почему?

“Отменить” музыканта намного сложнее, чем “отменить” актера, ведь природа канцелинга в этих двух индустриях довольно сильно отличается. Фильм — это всплеск, молниеносная слава, зависящая от кассовых сборов и наплыва людей в кинотеатрах. Актерам очень важно иметь идеальную репутацию, чтобы у зрителей не возникало негативных ассоциаций при просмотре, иначе вся работа пойдет ко дну.
У музыки же немного другой процесс приобретения популярности — артист должен набрать свою аудиторию, и происходит это, по сравнению с кино, в более пассивном ключе. Актер, грубо говоря, “продает” свое лицо, моментально становится узнаваем за свои хорошие и плохие действия, тогда как музыкант сперва “продает” свою музыку, а уже потом, может быть, попадает под раздачу за совершенные поступки. И то не факт.
Кроме того, лейбл в музыке играет намного меньшую роль, чем киностудия в продакшене фильма. Современным музыкантам не составит труда выпустить сингл или целый альбом самостоятельно, а вот провернуть то же самое с кино — задача посложнее. Для киностудий важно все и сразу: сумасшедший успех, возрастающая популярность актеров, а вместе с тем и популярность самой студии, удачная рекламная кампания и т.д. Музыкальный лейбл же может жить и не тужить, работая с инди-исполнителями и их нишевой аудиторией, ведь здесь в центре находится артист и его творчество, а уже потом — все остальное.
В культуре отмены четко прослеживается закономерность: чем чаще знаменитость появляется на экране, тем большая вероятность того, что, в случае каких-либо нелицеприятных ситуаций, ее “отменят”. И если между актером, его личностью и творчеством у нас возникает сильная ассоциативная связь, то с музыкантами такое работает редко. Видимо, это и спасло музыкальную индустрию от вихря “отмен”, сносящего все на своем пути.
Что не так с культурой отмены?
Канцелинг — явление далеко несовершенное. Из волшебной палочки для восстановления справедливости он превратился в источник токсичности и ненависти. На такое развитие событий повлияло возникновение проблем в культуре отмены.
В идеале уровень канцелинга должен прямо пропорционально зависеть наличия доказательств и тяжести самого поступка. Часто оно так и случается: Кевин Спейси и Харви Вайнштейн тому пример. Однако, очень часто все же возникают неоднозначные ситуации. Как в случае Энселом Элгортом — американским актером, которого меньше года назад обвинили в сексуальном насилии. Всего один твит девушки, не имеющий никакого подтверждения, спровоцировал волну хейта. Элгорт опровергнул обвинения, история зашла в тупик, а сама девушка позже без объяснений удалила сообщение. Правда, публикацию можно удалить, а вот очистить репутацию актеру теперь будет не так-то просто — осадок уже остался.

И таких примеров в культуре отмены сотни: отсутствие доказательств не останавливает хейтеров, а будто подливает еще больше масла в огонь. Канцелинг очень похож на настоящий суд, правда, часто мы не разбираемся в деле до конца, а просто рубим с плеча — и это одна из главных проблем канцелинга как социального явления.
Результатом такого восприятия культуры отмены становится следующее: общество мечется из стороны в сторону, не зная, кого из проблематичных знаменитостей ненавидеть больше и часто зацикливается на артистах, поступки которых уже давно стоило бы отпустить и забыть. Здесь грех не вспомнить Кевина Харта, американского актера и комика, который изрядно хлебнул всеобщего хейта и лишился возможности проводить церемонию “Оскар” из-за гомофобных шуток во время стенд-апов. Харт множество раз извинялся и утверждал, что он осознал свои ошибки. Однако актер до сих пор чувствует моральное давление. Неудивительно, что Кевин постоянно критикует культуру отмену за её бескомпромиссность:
“Я не хочу жить в мире, где мы забыли как это — прощать друг друга, где мы забыли как быть людьми.” — сказал комик в одном из интервью, добавляя, что “вся идея канцелинга указывает на постоянное ожидание совершенства во всем, будто бы люди не совершают ошибок и не делают неверные шаги”.

История Кевина Харта и вовсе отличается от всех остальных — здесь речь идет о юморе, рамки которого уже давно стали очень размытыми. То, что приемлемо для одного человека, станет красным флагом для другого, особенно в теме современного стендапа. Стоит ли грести всех под одну гребенку и утверждать, что неудачная шутка комика достойна такой же реакции, как и обвинения в сексуальном насилии от десятков жертв? Ответ очевиден.
За последнее время культура отмены столкнулась с еще одной проблемой — превращением в шутку и мейнстрим. Это, в общем, и не удивительно — когда какое-либо социальное явление получает такое широкое распространение, искажение первоначальной цели неизбежно. Хэштег #ТыОтменен (англ. #YouAreCancelled) даже превратился в мем, а всему виной социальная сеть TikTok, пользователи которой в разгар пандемии (видимо, от переизбытка свободного времени), стали “отменять” всех, кто попадался под руку — просто ради шутки.
К сожалению, с течением времени канцелинг все больше и больше теряет ориентиры, прекращая быть инструментом социальной справедливости. Под горячую руку попадают десятки знаменитостей, несмотря на полное отсутствие доказательств и каких-либо подтверждений. Что тут скажешь, ненависть — высококонтагиозное чувство, и остановить его распространение очень тяжело.
Результатов канцелинга может быть два: либо полное разрушение карьеры в особо тяжелых случаях, либо прощение и шанс на исправление. Чтобы эти результаты стали ощутимыми, общество должно вести с артистами конструктивный диалог, а не слепо “отменять” всех направо и налево. Цель отмен — добиться справедливости и показать, что какой бы человек ни был популярный, он будет отвечать свои поступки. Как именно — презрением аудитории или судебным процессом — зависит от самого поступка. Ну, или хотя бы должно зависеть.
Культура отмены нужна обществу, но еще ему нужна и активная позиция, которые подкреплялась бы проверенными фактами, а не просто всеобщим желанием кого-то хейтить. И хотя мы находимся на правильном пути, минимизировать несправедливость и смотреть на ситуацию трезво получается далеко не всегда.
Правда, хочется добавить ложку меда — несмотря на то, что канцелинг — противоречивая практика, инфлюенсеры и знаменитости, в страхе стать “отмененными”, начали намного серьезнее относиться к своему контенту и месседжам, которые они отправляют в массы, а это уже неплохой результат.