Музыка, лечи: как музыкотерапия возвращает к жизни
Генри — пациент одного из хосписов Нью-Йорка. Он болен деменцией — с трудом узнает свою дочь, говорит односложными предложениями и постоянно смотрит вниз. В молодости Генри любил петь и не представлял свою жизнь без музыки. Медсестра надевает ему наушники, из которых слышны любимые песни Генри в жанре госпел. Его глаза отрываются от пола и устремляются вперед, а руки начинают отстукивать нечеткий ритм. После прослушивания он отвечает на вопросы журналиста о молодости, говорит, что “музыка дарит ему ощущение любви” и поёт. На несколько минут Генри воссоединяется со своим прежним внутренним миром — в этом и есть сила музыкальной терапии, которая облегчает жизнь десяткам тысяч пациентам с самыми разными заболеваниями. Генри — лишь один из них, а его история — пример того, как музыка может действовать на человека и стать важной частью всего процесса лечения. О том, что такое музыкальная терапия и почему нам стоит обратить на нее внимание — читайте далее в этой статье.

Музыкотерапия — это…
Музыкотерапия — это, буквально, лечение музыкой, которое включает в себя целый психотерапевтический метод, основанный на разных формах взаимодействия с музыкой: от написания до прослушивания песен и мелодий и не только. Квалифицированный музыкальный терапевт из множества методик выбирает ту одну, которая подходит пациенту, и начинает лечение. Сеанс музыкальной терапии может быть как групповым, так и индивидуальным. Музыкальные терапевты рассказывают: наблюдать, как закрытые и изолированные люди открываются и будто “тают” под воздействием музыки — невероятно. Обычно занятие длится от 30 минут до одного часа.
Заглядывая назад
История музыкальной терапии начинается еще со времен Древней Греции, когда Аполлон был богом не только медицины, но и музыки. В той же Древней Греции музыка использовалась для снятия стресса, лечения бессонницы и облегчения болей. Недавние исследования подтверждают догадки греков: музыка и правда замедляет сердцебиение, снижает давление и снимает стресс — и это лишь малая часть. Как это происходит? Дать однозначный ответ сложно. Некоторые ученые считают, что в музыкальной терапии важен ритм. Мы по своей природе ритмичны: это доказывает ритмичность и сердцебиения, и дыхания. Человеческий мозг может отличить музыку от шума и ответить на тот самый ритм, тон и звук.
Во многих древних культурах музыка была центральным элементом лечебных ритуалов. Для индейцев музыка и вовсе играла жизненно важную роль и лежала в основе большинства обрядов, а сами музыканты считались настоящими целителями. То же самое можно сказать и о многих других культурах — в истории музыка никогда не оставалась позади.
Тысячи лет музыка и медицина были звеньями одной цепи, но с течением времени искусство лечения музыкой вытеснила наука, и связь между медициной и музыкотерапией была разорвана на долгий период. Современные музыкальные терапевты шаг за шагом наверстывают упущенное, показывая всему миру силу музыки и её эффективность в лечении целого ряда заболеваний: от депрессии и хронических болей до болезни Альцгеймера.
Как и где работает музыкотерапия
Энни Гайдершайт работает музыкальным терапевтом уже 29 лет. Она одна из многих специалистов, которые акцентируют особое внимание на эффективности музыки при работе с психологическими травмами. “Лишь взаимодействие с музыкой может активировать абсолютно все части нашего мозга” — комментирует Гайдершайт и приводит сотни успешных примеров музыкотерапии, когда, путем написания, прослушивания и воссоздания музыки, ей удалось помочь пациентам пережить психотравмы. Это — лишь верхушка айсберга.

Музыкальная терапия дала результаты в борьбе с бессонницей, тревожностью и депрессией. С 1980-х годов особое внимание обращают на связь музыки и сердечно-сосудистой системы и даже на ее возможность смягчить побочные эффекты химиотерапии. Музыка медленно, но уверенно становится частью медицины в качестве вспомогательного лечения.
Сегодня музыкальная терапия стремительно пробивается на первый план. С началом пандемии коронавируса популярными стали онлайн-сеансы, во время которых специалисты помогают обрести гармонию с внешним миром благодаря музыке. Музыкальные терапевты детского госпиталя в Миннесоте (США) еще в марте 2020 года в качестве эксперимента провели онлайн-трансляцию, где они общались с пациентами и играли живую музыку. Если раньше один сеанс могло посетить до 15 человек, то сейчас, благодаря Facebook, это число выросло до 30 тысяч, и большая часть зрителей — вовсе не пациенты госпиталя.
“Эти сеансы значат для людей очень много. Мы помогаем им улучшить эмоциональное состояние” — говорит Хит Марвел, одна из практикующих терапевтов учреждения.
Музыкальная терапия оказалось эффективной во многих областях медицины, однако настоящий прорыв состоялся в 2014 году, когда мир узнал о том, как музыка возвращает к жизни пациентов с деменцией.
Alive Inside: история музыки и памяти
Дэн Коэн — социальный работник, выпустивший документальный фильм “Alive Inside: история музыки и памяти”. Дэн и его команда показали, что музыка может дать шанс пожилым людям, страдающим от деменции и болезни Альцгеймера, снова обрести себя. Метод работы Коэна очень простой — пациенту дают iPod с той музыкой, которую он любил слушать в прошлом. То, что происходит дальше, сложно описать словами: люди, которые затруднялись говорить, поют и танцуют, а некоторые начинают вспоминать давно забытые эпизоды жизни. Прослушивание музыки «памяти» активирует части мозга, не пораженные заболеванием — именно этим и объясняют эффективность музыкальной терапии в случае с деменцией.

“Я провел 38 лет, изучая болезнь Альцгеймера, и у меня не вышло помочь пациентам так эффективно, как это делает музыка” — говорит Питер Дэвис, ученый и руководитель Исследовательского центра Литвина-Цукера.
Для того, чтобы чувствовать и реагировать на музыку, не нужно быть музыкальным человеком, а уж тем более профессиональным музыкантом, утверждает Коэн. Музыка пробуждает давно забытые чувства и помогает вспомнить прошлое — пациентам с болезнью Альцгеймера сделать это особенно тяжело. Поэтому для них музыка — не роскошь, а необходимость, которая может быть сильнее многих лекарств в борьбе за возвращение к самому себе и к людям вокруг, даже если и на короткий промежуток времени.
За 3 года работы, Дэн Коэн наполнил музыкой сотни хосписов Америки. Видео с Генри, тем самым, о котором я рассказывала в начале, увидели миллионы людей: именно его история дала мощный толчок для развития музыкальной терапии как неотъемлемой части жизни пациентов в хосписах. Видео запустило волну благотворительности: сотни людей стали жертвовать музыкальные плееры и наушники для пациентов, а количество волонтеров в больницах и домах престарелых значительно увеличилось.

Исследования и документальный фильм Дэна Коэна привлекли много внимания как к самому влиянию музыки, так и на проблемы хосписов. “Мы не сделали абсолютно ничего, в медицинском плане, чтобы затронуть душу и сердце пациента. Тысячи долларов тратятся на медикаменты, не имеющие эффекта, но покупка iPod и наушников кажется чем-то недостижимым — так работает медицинская система. Музыка не входит в её план” — комментирует Билл Томас, один из специалистов, поддерживающих инициативу Дэна Коэна.
Документальный фильм “Alive Inside: история музыки и памяти” получил приз зрительских симпатий на престижном кинофестивале в Нью-Йорке, но наибольшей наградой для команды стал выход музыкальной терапии из тени и привлечение внимания к людям с заболеванием Альцгеймера и деменцией — их часто списывают со счетов, но музыка доказывает, что они — живые люди, которым все еще нужна забота и любовь.
Музыкотерапия в Украине
Несмотря на то, что Украина находится только на пути принятия музыкальной терапии как полноценной части медицинской практики, как, в принципе, и весь мир, у нас в стране есть организация, которая всеми силами пытается привлечь к этой теме как можно больше внимания.
Ольга Безклинская — директор Всеукраинской ассоциации музыкальных терапевтов Украины — говорит о музыке как о “мире высшей реальности”. Всеукраинская ассоциация была создана в 2014 году, и уже 7 лет помогает как детям, так и взрослым найти себя с помощью музыки. На одной из недавних международных конференций Ольга рассказывала о множестве успешных случаев в её практике.
“Музыку нельзя познать через логическое мышление, её можно постичь только мудростью сердца” — комментирует Безклинская. Организация проводит мастер-классы по музыкотерапии и участвует как во всеукраинских и международных научных конференциях. Подробнее о Всеукраинской ассоциации музыкотерапевтов Украины можно узнать тут.
Сотни лет подряд музыкальная терапия то появляется на горизонте, то снова исчезает. Много раз лечебную силу музыки списывали со счетов, выводя на первый план объективную медицинскую науку. Но время идет, музыкотерапия возвращается, и на сегодняшний день сочетание науки и музыки в лечении различных заболеваний стало оптимальным вариантом. В наблюдении за тем, какие результаты может иметь такой подход, возникает вопрос: как сделать так, чтобы музыкальная терапия стала не редкостью, а привычной частью медицинской практики? Найти ответ нелегко, но, когда это случится, мы будем гораздо чаще наблюдать за тем, как люди, которые с трудом передвигаются и разговаривают, запоют и затанцуют, обретая покой в знакомых мотивах музыки.